Собираем деньги на общий дом творчества через Яндекс.Деньги в Вконтакте

Терапия творческим общением с природой

Наш опыт, полезные советы, технические приемы, библиотека

Модераторы: МариНика, AlexM

Терапия творческим общением с природой

Сообщение Solyaris » Сб, 17 янв 2009 19:25

Интересная на мой взгляд статья, как с помощью природы человек выходит из искусственного, виртуального мира. http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3986

Марк Бурно (Москва) Терапия творческим общением с природой и свой путь к Богу

Терапия творческим общением с природой (ТТОП) - одна из методик терапии творчеством в сложном и, смею думать, по-светски одухотворенном психотерапевтическом методе - терапии творческим самовыражением (ТТС) [2, 3, 4]. Метод предназначен для помощи людям с болезненным, часто тревожно-депрессивным или протекающим в границах тревожного здоровья переживанием своей неполноценности. Сущность ТТС, как не раз уже отмечалось, состоит в изучении под руководством психотерапевта индивидуальной природы своего страдания, переживания, в изучении элементов психиатрии вообще, характерологии, естествознания, психотерапии, но без сухой академичности, в разнообразном творческом самовыражении в условиях уютной обстановки. Делается все это для того, чтобы легче было найти свои, свойственные своей природе дороги и способы творческого самовыражения, что становится возможным при сравнении своих душевных особенностей, хронических душевных расстройств с особенностями и расстройствами товарищей по психотерапевтической группе, с особенностями и расстройствами известных людей, оставивших или оставляющих себя нам в творческих произведениях, в своем творческом отношении к природе. Важно учиться у знаменитостей и друг у друга постигать свойственные именно твоей природе способы целительного самовыражения-вдохновения, в котором живут любовь и смысл, а с ними - уверенность в себе, душевная, духовная стойкость.

Не удивительно, что некоторые наши пациенты и здоровые люди например врачи, психологи, педагоги, в психотерапевтической мастерской в процессе ТТС впервые проникаются светлым религиозным чувством. В нашей тревожной, бегущей жизни, перегруженной бесконечно разнообразной, часто “ширпотребной”, хотя и красочной, информацией, можно легко потеряться, измучиться, постоянно искренне принимая второстепенное за главное, бросаясь к бесчисленным журналам, книгам, занятиям, общениям, телевизионным передачам. Всякому тревожному человеку остается лишь не торопясь сосредоточиться в поиске своего, индивидуального, личного. Это свое и есть главнейшее. Оживленная личность - уже творчество, творческое вдохновение. А творческий человек, более или менее предрасположенный своей природой к религиозному чувству, рано или поздно переживает-понимает этот творческий свет-подъем как “ответ человека на творческий акт Бога”, “индивидуально-личный”, освобождающий “выход из себя” [1].

Итак, главнейшее для нас - это свой, “индивидуально-личный” творческий свет, это ты сам для другого. То же - и для верующего человека, и для одухотворенного материалиста, не способного своей природой ощутить изначальность Духа, но чувствующего творческий дух как прекрасный свет материи, тела.

ТТС стали интересоваться священники, катехизаторы, православные психотерапевты, поскольку этот метод практически помогает проникнуться религиозным переживанием. Недавно нами получена статья от психотерапевта из Одессы доцента Е.А. По-клитара о семилетнем опыте работы Одесского христианского психогигиенического семинара. Название работы - “Терапия творческим самовыражением как научно-методическая основа христианской психогигиены”. В другой своей, уже опубликованной работе с живыми конкретными наблюдениями Поклитар описывает два типа “религиозного обращения” у занимающихся в группах творческого самовыражения больных туберкулезом: “1) спонтанный духовный переворот и 2) постепенное возрастание религиозности” [9, с. 28].

ТТОП - возможно, самый простой в ТТС способ почувствовать и осознать свою веру, свою способность к религиозному переживанию. Переживается это чаще всего как светлое чувство своей открытости изначальному доброму, справедливому Духу, Который правит миром и знает все о каждом из нас. Священник Георгий Кочетков отмечает, что вера как “духовное яв-ление, свойственное именно человеку... - это прежде всего от-крытость человека, открытость его Духу и Смыслу” [7]. Об этом переживании открытости Духу, Смыслу, Любви и говорят в группе творческого самовыражения некоторые наши пациенты и здоровые люди, почувствовав-осознав, например, в лилово-прозрачном цветке иван-чая в букете на столе Божественную, все пронизывающую красоту Творца.

Занятия в наших группах творческого самовыражения проходят обычно в уютной гостиной. Свечи, слайды, тихая музыка, чай... Нами довольно много написано уже об этой камерной обстановке, благоприятной для людей с переживанием своей неполноценности, и о самих занятиях в таких группах [2, 3, 4]. ТТОП на этих занятиях комбинируется с другими методиками терапии творчеством: терапией созданием творческих произведений, проникновенно-творческим погружением в прошлое, творческим поиском одухотворенности в повседневном и т.д. Но ТТОП в данном случае преобладает и пронизывает собою все остальное.

Обычно сначала мы рассматриваем слайды с цветами, травами, деревьями, животными, насекомыми, минералами и т.д., запоминаем их названия и немного изучаем, как что живет (целебное изучение элементов естествознания). Затем, из занятия в занятие (может быть всего несколько двухчасовых занятий, а при необходимости - и несколько десятков таких встреч), рассматриваем на столе букеты полевых и садовых цветов, травы, домашние цветы в горшках, а также рыбок в аквариуме, коллекции камней и т.д. Занимающиеся в группе читают и пишут дома о природе, ходят в зоопарк, ботанический сад. Мы знакомимся с тем, как чувствуют и изображают природу художники, писатели, композиторы с разнообразными природными характерами и хроническими душевными расстройствами. Все это “примериваем” на себя в поисках своих творческих дорог, своего творческого вдохновения.

Конечно же, мы советуем читать о природе и работы религиозного содержания - труды Бердяева, Н. Лосского, Флоренского, Стрижева, в том числе и “Наставление православному христианину о свече” (работа вышла в издательстве “Новая книга” в 1996 г.).

Люди с переживанием своей неполноценности приходят к Богу благодаря ТТОП по-разному, сообразно своей природе - аутистической (шизоидной), синтонной (сангвинической, циклоидной), авторитарной (эпилептоидной), психастенической (тревожно-сомневающейся), шизотипической (полифонической), демонстративной (истерической). Классификация характеров дана по моей книге “Сила слабых” [3].

Люди аутистической природы нередко даже без всякой помощи извне уже в детстве чувствуют в природе Творца, например, так, как рассказывают об этом священник и ученый Павел Флоренский (1882-1937) и православный германский психиатр Вольфганг Кречмер (1918-1994). Отец Павел Флоренский пишет, как, общаясь с разнообразными животными, растениями, минералами, он чувствовал по временам чудесное знамение:

Сокровенная сущность приподымала завесу своей тайны и бросала оттуда лукавый взгляд... Ничего, ничего; а вдруг - и метнется взгляд, то нежный и глубокий, полный какого-то ожидания от меня, то лукаво-веселый, говорящий, что мы-то с природой знаем, что другие не знают и знать не должны. <…> Молодые животные, некоторые птички, малые ящерицы с прекрасными карими глазами, иногда маленькие зеленые лягушата, ну, и, конечно, многие цветы так общались со мною [12, с. 88-89].

Вольфганг Кречмер, сын великого Эрнста Кречмера (1888-1964), рассказывал мне, как еще ребенком, с тихим восторгом рассматривая гусеницу, ползущую по каменной стене сада, он чувствовал, что эта красота посылается ему Богом [4, с. 669]. Вольфганг говорил мне, что аутистическая природа, по его убеждению, в большинстве случаев наиболее приспособлена к тонкому и глубокому восприятию Бога. Я и сам убежден, что особенно сложный, одухотворенный аутист генетически проникнут, благодаря своей особой природе, чувством истинной гармонии-соразмерности, в известной мере математически-геометрически отделенной в его мировосприятии от полнокровия жизни. Это переживание гармонии, по сути дела, и есть переживание изначальной Гармонии, Духа, Истины, Красоты, Творчества. Это творческое (по-своему) переживание Бога. Настоящее переживание в случаях подлинной религиозности, по Бердяеву, - не наивно реалистическое (как это обычно обнаруживается, например, у синтонных верующих), а истинное, подлинно реалистическое, преодолевшее после наивного реализма (классицизма) символизм (романтизм), поскольку Творчество есть эсхатологическое “преображение мира”, “возникновение нового неба и новой земли”. Эта тема звучит в произведениях Гоголя, Льва Толстого, Достоевского, Ницше, Ибсена, символистов [1, с. 200-202]. Для Бердяева “в этом мире совершенство творческого произведения может быть лишь символическим, то есть лишь знаком иного, совершенства в ином мире, в ином плане бытия и сверхбытия” [1, с. 200-202].

В характерологически-психотерапевтическом смысле подлинное переживание Бога, т.е. без естественного полнокровия жизни, есть переживание аутистически-символическое (например, Рублев) или аутистически-сновидное (например, Борисов-Мусатов) в противовес теплому или напряженному реализму Поленова и Виктора Васнецова. Отец Павел Флоренский тянулся душой не ко всему в природе, он искал “проработанности форм”, ограниченных “упругими поверхностями, упругими линиями”. Эта “упругая вытянутость” (аутистическая символичность) определяла его “влечения к птицам и животным” [12, с. 89-90]. Одни аутисты находят эти “упругие линии” Гармонии в “иероглифических” лягушках, ящерицах, змеях, другие - в загадочно-мертвых звездах и скалах. Третьи чувствуют изначальную Гармонию не в геометрии, а в сновидных, туманных пейзажах и т.д. Переживание вечной, волшебно отделенной от природы Гармонии-Красоты, которое есть радостная встреча с Богом, чаще всего свойственно аутистам, творчески общающимся с природой в ТТС. Н.О. Лосский (1870-1965) полагал, что низшие животные и растения, изображенные в известных в свое время альбомах Геккеля (медузы, рыбы, морские звезды, мхи и т.д.), хотя “многие из них изумляют красотою своих форм, узоров и красок”, все же “обладают красотой менее высокого типа” [8, с. 237]. Однако при терапии творческим самовыражением не всегда можно здесь с ним согласиться: для многих православных, одухотворенных аутистов именно низшие животные, в формах которых больше математики и которые поистине символически, божественно красивы, более точно отражают собою Гармонию-Красоту, нежели полнокровно-земные лошади и даже птицы. Для каждого - свое, по природе его.

Типичные примеры разнообразного аутистического изображения природы в живописи и литературе - в произведениях Рериха, Нестерова, Крымова, Павла Кузнецова, Лермонтова, Тютчева, Гессе.

Научившись благодаря ТТС по-своему видеть-чувствовать разнообразные символы в живой природе, многие аутисты обычно легко проникаются вдохновенной убежденностью в том, что эти символы есть “письмена Бога” (Борхес), а пламя свечи на столе в гостиной они начинают чувствовать как “образ огня духовного” (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Нередко аутисты приходят к Богу в результате творческого поиска одухотворенности в повседневном, например, казалось бы, в ничем не примечательной травке - в том духе, как это звучит в известном хокку Басе о пастушьей сумке. Способность зорко видеть Божественное, Необычное в обычном, повседневном, по моему мнению, объясняется особенностью многих аутистов воспринимать обычное красотой своей души, ощущая эту красоту как несколько отделенную от себя искру Божью.

Людям синтонной (сангвинической, циклоидной) природы труднее почувствовать изначальность Духа. Они обычно творчески воспринимают-переживают природу в материалистически-полнокровных формах. Если они становятся верующими, то Бог, Христос, святые для них по-поленовски, по-земному теплы, так же как на реалистических картинках в некоторых детских книгах с библейскими рассказами. Здесь красота природы обычно не отделяется своей неземной нотой от самой природы, как это бывает часто у аутистов. Природа Лермонтова и Нестерова только внешне реалистична (как будто без откровенных символов и сновидных образов), но внутренне она напоена изначальностью Духа - в ней много Бога.

Если многие аутисты в процессе ТТС обычно быстро обретают стойкую, глубокую веру, то людьми синтонной природы стойкая вера обретается с большим трудом, чаще - в пожилом, встревоженном предстоящей смертью возрасте. В молодости же их вера чаще нестойкая: то и дело она терпит поражение в сражениях с естественными, земными влечениями и радостями. Самый одухотворенный сангвиник (циклоид) наслаждается мудрой (для него) природой прежде всего чувственно. Природа, в сущности, нередко занимает здесь место Бога - красочно развивающаяся сама по себе, сама из себя, как в гетевском эссе “Природа”.

Типичные примеры синтонного изображения природы в живописи и литературе - в произведениях Федора Васильева, Саврасова, Левитана, Пушкина, Тургенева. Вера приходит здесь к человеку чаще как желание быть защищенным от земных невзгод.

Люди авторитарной (эпилептоидной) природы живут своею характерологической заботой о власти, напряженной приземленностью-агрессивностью и другими сильными влечениями. Если они приходят к своей вере, то чувствуют-принимают, часто преувеличивая, строгость своего Бога. Будучи высоко нравственными, они весьма хозяйски-строги с теми, кто хотя бы немного нарушает религиозную обрядовость, букву веры. Хозяйски-теплы, заботливы они бывают с особенно хрупким, застенчивым в природе (например, с березками). Но хозяйски-безжалостно рубят заурядно крепкий лес.

Типичные примеры авторитарного изображения природы в живописи и литературе - в произведениях Шишкина, Виктора Васнецова, Салтыкова-Щедрина. Мощная, но солидно-торпидная аффективность, в отличие от сангвинически подвижной, способствует здесь формированию стойкой религиозной веры, в которой, однако, проглядывает авторитарность-агрессивность. В творческом общении с природой им помогают почувствовать строгого, справедливого Бога прежде всего такие обычно уважаемые ими мощные живые существа, как дуб, лев, тигр, гладиолус. Вера по-своему может помогать этим людям быть властными с нижестоящими и уважать того, кто сильнее их.

Люди психастенической (тревожно-сомневающейся) природы от своей почти постоянной, порожденной жухлой чувственностью тревоги и рассудочности неспособны отчетливо ощущать себя эмоциональными сами по себе. По отношению к Богу они также обнаруживают лишь импрессионистически-зыбкие впечатления, обрастающие реалистически-трезвым анализом-рассудочностью. В природе они обычно видят-выбирают человечески-земное. Именно земное, нежное, скромное, теплое, а не холодновато-космическое, философически-символическое - в отличие от аутистов или полифонистов. Среди них есть по-своему малонравственные, но и достаточно людей, светящихся одухотворенной добротой, с жалостливостью к слабым и незащищенным, с мучительно-сложными нравственно-этическими переживаниями. Многие психастеники, будучи высоконравственными и ответственными от природы, нуждаются в религии только потому, что боятся смерти, разлуки с близкими. Если они не творят добро людям, то им неуютно, не по себе. Им приходится только выбирать своей совестью, на каких именно добрых делах важнее сосредоточиться. Впрочем, нравственно-этические переживания свойственны и самым безнравственным из них.

Нередко светящиеся одухотворенностью психастеники отличаются той же вялостью аффектов, блеклостью влечений, что и примитивно-бездуховные психастеники. Это не способствует формированию у них веры. Лишь некоторые психастеники (и то к старости) приходят к обычно нестойкой вере. Может быть, о самых добрых из неверующих психастеников священник Александр Ельчанинов писал, что “эти люди, сами того не зная или не умея назвать Бога, прикасаются к Его ризе” [6, с. 45].

Типичные примеры психастенического изображения природы в живописи и литературе - в произведениях Баратынского, Чехова, Моне, Сислея. Вера изредка приходит здесь к человеку от его сильного желания встретиться с близкими, любимыми, ушедшими или от страха собственной смерти.

Люди шизотипической (полифонической) природы обнаруживают в творческом переживании мира полифонию характерологических радикалов. Им свойственно переплетение аутистически-идеалистического начала с холодновато-напряженным, воспаленно-гиперматериалистическим. Это ясно видно в изображениях природы Дюрером, Сезанном, Ван-Гогом, в прозе Кафки, Джойса, в стихотворениях Хлебникова и Мандельштама. Особенно в случаях преобладания в шизотипическом (полифоническом) характере аутистического радикала со стремлением к любви, добру, смыслу религиозная вера может быть глубинно мощной и стойкой, хотя и с некоторыми нелогическими, шизотипическими отщеплениями. Именно здесь в творческом самовыражении (в том числе и в творческом общении с природой) философские переживания-размышления могут быть сложно-противоречивыми, с нотой зловещести (Босх, Дали). Вера тут нередко помогает смягчить страх смерти, но обычно гораздо надежнее и чаще, чем у психастеников. Если психастеник во многих растениях и животных часто видит-чувствует человека (особенно - созвучного ему своей хрупкой тревожностью-беспомощностью), то одухотворенный аутист и полифонист с выраженным аутистическим радикалом видят-чувствуют в природе Бога (“И в небесах я вижу Бога” - Лермонтов).

Люди демонстративной (истерической) природы склонны постоянно жить на сцене, питаясь вниманием, неравнодушием к ним зрителей. Среди них, живущих “ради зрителей”, встречаются и неистовые религиозные фанатики (как и среди истероподобных аутистов), а также люто ненавидящие смерть атеисты, подобные Ивану Бунину. У них во всем для возникновения и выражения своих переживаний, повторяю, ясно видится необходимость подмостков. В чем они чаще действительно сильнее, острее других людей - так это в острой, подробной чувственности бунинских запахов антоновских яблок. Их религиозные переживания могут быть так же остро-чувственными, фанатически-демонстративными - до гвоздных ран Христа и т.д. Через чувственное, пряно-демонстративное отношение к “и цветам, и шмелям, и траве, и колосьям” (Бунин) ярко, но обычно ненадолго приходят к вере и истерические атеисты.

Творчество (в отличие от просто самовыражения) есть всегда созидание, добро, свет. Безнравственные люди к ТТС не тянутся, а если и заходят к нам, то вскоре уходят. ТТС мягко призывает к добру и не несет, не может в себе нести ни малейшей авторитарности. Этот терапевтический метод целебно помогает человеку быть таким творческим, добрым, вдохновенным, каким он может стать, только изучая природу и культуру в себе и вокруг себя. И если человек по природе своей не приходит в наших занятиях ТТС к светлому религиозному мироощущению, если он не открывается, по словам о. Георгия, Духу и Смыслу, если в нем открывается иной, не религиозный, а земной путь вдохновенного добра, то пусть будет так. Б.А. Воскресенский отмечает, что “вряд ли следует считать религиозную веру универсальной и наилучшей формой психотерапии”, “сфера духовного не допускает ни малейшего насилия” [5, с. 14]. В этом отношении мне понятно и созвучно возмущение Ю.И. Полищука безрелигиозной психотерапией, приносящей только вред [10, с. 59].

В ТТС может успешно работать лишь психотерапевт с искренним и достаточно глубоким уважением к личности нравственного человека, которому он помогает. Это уважение относится и к любой религии, которую человек исповедует, и к его естественно-научному, материалистическому мироощущению. Когда пациенты и здоровые люди с дефензивностью проникаются в процессе ТТС религиозным христианским переживанием, они нередко начинают чувствовать-осознавать свою дефензивность как гордыню самолюбия и тогда уходят от нас к катехизаторам или священникам. А людям, не предрасположенным к религиозной вере, идущим в своем мироощущении, подобно мне самому, не от Духа, а от природы, я продолжаю помогать клинико-психотерапевтическими и естественно-научными методами, как и себе, изучая природу характеров хронических душевных расстройств для углубления целебного творчества и умножения земного творческого добра. Переживание своей неполноценности (застенчивость, ранимое самолюбие, тревожная совестливость, склонность к сомнениям и т.д.) и обострение его в неглубокой меланхолии (тоскливости) я рассматриваю вместе с пациентами не как гордыню, а как источник творчества, которым, как с годами все более убеждает меня ТТС, действительно лечится дефензивность. В сущности, я продолжаю, уточняю, развиваю в ТТС размышления Платона, Аристотеля, Фичино, Дюрера, Рильке о меланхолии и творчестве.


Литература

1. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990. 336 с.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1999. 364 с.

3. Бурно М.Е. Сила слабых (психотерапевтическая книга). М., 1999. 368 с.

4. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. М., 2000. 719 с.

5. Воскресенский Б.А. Психиатрия, психотерапия, религия (некоторые вопросы теории и практики) // Клиническая психотерапия и феноменологическая психиатрия. II Консторумские чтения (27 декабря 1996 г.). М., 1997. С. 11-15.

6. Ельчанинов А.В., свящ. Записи. М., 1992. 136 с.

7. Кочетков, Георгий, свящ. Вера и культура: грани целебного взаимодействия (выступление на IV Консторумских чтениях 18.12.98) // Независимый психиатрический журнал. 1999. III. С. 43-48.

8. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998. 416 с.

9. Поклитар Е.А. Два типа “религиозного обращения” у занимающихся в группах творческого самовыражения // Новое в науке и практике. 2001. № 1 (11). С. 28-29.

10. Полищук Ю.И. Православная психиатрия: теория, практика, тенденции // Независимый психиатрический журнал. 1999. IV. С. 56-60.

11. Стрижев А.Н. Цветы и храм: Растения в русском церковном обиходе. М., 1996. 48 с.

12. Флоренский, Павел, свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание / Сост.: игумен Андроник (Трубачев). М., 1992. 560 с.
Титаник строили профессионалы, а ковчег - любитель
Solyaris
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Сб, 02 авг 2008 13:21
Откуда: Сергиев Посад

Re: Терапия творческим общением с природой

Сообщение Кирилл Гор » Вс, 18 янв 2009 01:15

Ещё несколько статей на эту тему
http://ttc-burno.narod.ru/STATYIttc.html
http://kirillgorelov.narod.ru/About_pot ... es_TCS.doc

Кирилл Горелов "Быть самим собой".

1. Когда «что-то не так…»
Очень часто при проведении психотерапевтических консультаций можно наблюдать, что обращающиеся за помощью сообщают о множестве проблем, на первый взгляд - разобщенных, совершенно не связанных друг с другом.
Например, клиент/пациент [2] говорит, что испытывает затруднения в построении новых дружеских, семейных отношений, в сохранении старых знакомств, в поддержании в создаваемой или созданной семье атмосферы любви, дружбы, взаимопонимания. Одновременно человек может жаловаться на «депрессию», не обнаруживаемую при тщательной диагностике, на «неудачную» или «несчастную» жизнь в целом. «Знаете.., что-то я совершенно запутался (-ась) во всём.., что-то идёт не так…» - наконец-то сообщает он или она.
Анализируя многие и многие, казалось бы, совершенно разные истории, зачастую можно обнаружить что-то общее между ними и теми, кто их поведал. Думается, это схожие особенности мироощущения людей, носителей этих историй. Возможно, сказывающиеся в привычной неспособности увидеть, уловить очень простые (речь о которых пойдёт далее), но, от этого не менее важные для нашей жизни понятия, принципы, закономерности!

2. Чужой идеал.
В дальнейшем, при проведении психотерапевтической работы в ряде случаев, при подробном изучении деталей и обстоятельств заявленной (как основной) на первичной консультации проблемы, можно прийти к интересным выводам. А именно, обнаружить, что обратившиеся за помощью клиенты/пациенты имеют устойчивую психологическую мировоззренческую установку на допустимость (и даже, должность) безотчетного (не знающего меры) и неосознанного расходования своих душевных и физических сил в бесконечных попытках быть такими, быть теми, кем и какими люди на самом деле не являются. Быть - по разным причинам, о которых чуть ниже – п.3. Соответствовать «эталону» - в различных сферах своей жизни и деятельности. Порой - это стремление быть своей полной противоположностью. Быть, во что бы то ни стало.

В стремлении быть таким - «другим», человек начинает кардинально перестраивать свой внутренний мир и отношения с окружающим миром. Неизбежная взаимосвязь.
Но безопасна ли эта игра с самим собой? Что означает - быть «другим» – по отношению к своему внутреннему миру?! Не является ли это началом нещадной перестановки, передвижения в пространстве своей души собственных чувств, взглядов, желаний, грёз и мечтаний с прежде привычных мест на иные, более «совершенные».
Особую психотерапевтическую озабоченность вызывает также приложение этих новых, «других» (изменённых, если угодно) качественных свойств человека к миру окружающему, в частности - к его одушевлённой части, другим людям - в межличностных отношениях.

Предполагаем, есть ещё одна немаловажная деталь, делающая результаты подобной трансформации особенно опасными и непредсказуемыми – когда индивид объективно не располагает достаточными психофизиологическими основами, достаточными резервными возможностями для изменения в искомом направлении до вожделенных степеней «совершенства», «инакости».

3. Причины и «почва».
Рассмотрим причины, побуждающие человека предъявлять себе почти нереалистические требования, причины, побуждающие к устремлениям, ранее не свойственным собственной индивидуальности.

Этими причинами могут оказаться, например, необдуманные, брошенные на лету, но запавшие «в самое сердце» слова близких и значимых для человека людей: родственников, знакомых или «друзей», их завышенные ожидания.
Закамуфлированные или прямые требования измениться «в лучшую сторону» семейных партнёров, предъявляемые в минуты ссор, психологической взвинченности и раздражения, являющиеся проецированием их собственных, ранее неразрешённых невротических конфликтов. Когда вопрос: в «лучшую сторону» - для кого, для чего...- остаётся за рамками серьёзных размышлений, спокойного анализа, совместного обсуждения.
Причиной может быть сила собственного тщеславия.
Особую роль могут играть доминирующие на данный момент времени в общественном сознании стереотипы счастья. Поистине мифические, изменчивые стереотипы успешности, генерируемые и коварно (по форме подачи) навязываемые мейнстримом массовой культуры. Эти «универсальные» для всех модели благополучия, кажущиеся такими привлекательными вследствие «подслащенной», эмоционально экспансивной, намеренно лукавой подачи [3]. И, оттого, легко принимаемые личностью человека неподготовленного.
Содружественные действия на индивида вышеперечисленных факторов могут привести к появлению у него постоянного стремления, сложно преодолимой тяги...- жить или существовать (скорее подходит это определение) по-другому. По-другому, в смысле – не по-своему!

Но для гарантированного воплощения подобного дезадаптивного сценария будущности собственной жизни помимо перечисленных причин требуется некая основа, на которой они произведут ожидаемый эффект, некая «почва», на которой возможна реализация данного сценария.
По всей видимости, этой почвой является общая психологическая неосведомлённость человека. А также, его неумение лучшим образом воспользоваться теми своими душевно-телесными качествами, которые наличествуют у любого из нас – уже от природы, от рождения (будучи генетически предопределенными, уточненными в процессе воспитания и приобретения индивидуального жизненного опыта). И неведение об этих своих возможностях, а, по сути – незнание себя, основных своих характерологических, личностных особенностей.
Когда «зазор» между реальными индивидуальными потенциальными возможностями и выбранным направлением развития индивида слишком широк, его жизнь превращается в бесконечную, напрасную и психологически болезненную череду попыток проживать жизнь «чужую», чужеродную, лишь кажущуюся подходящей, ошибочно воспринимаемую «своей». Череду попыток, опечаленную периодически появляющимися или постоянными смутными внутренними терзаниями. Психологическим ощущением, которое можно было бы вербализировать упомянутыми в начале статьи словами: «Что-то идёт не так». Даже, несмотря на некоторые, формально (до поры, до времени) достигаемые во внешних проявлениях жизни результаты. И ведь некоторые (в количественном выражении) достижения могли бы и радовать, да вот качество... не то! А со временем, и количественные показатели могут существенно ухудшиться... Увы.

4. Что в итоге.
Можно говорить о постепенном нарастании внутренних психологических противоречий, деструктивных по своей сути. О существе которых будущий клиент/пациент не догадывается (более частый вариант: не желает признавать очевидное) даже тогда, когда его собственный организм начинает подавать очевидные сигналы бедствия. Сначала в виде появления и учащения «беспричинных» приступов плохого настроения, вспышек раздражительности, быстрой утомляемости, нарушений сна в виде трудностей засыпания, устрашающих (странных по содержанию или зловещих) сновидений, утренней разбитости.
И даже позже, при формировании отчетливых состояний, классифицируемых как невротические - астении, навязчивостей, фобий, панических, конверсионных расстройств и т.д. Не каждый клиент/пациент желает разбираться в уже ясно видимых специалистом причинах проблемы даже тогда, когда тревожные сигналы организма приобретают вид надрывного крика - в виде симптомов уже сформированных психосоматических заболеваний. Речь идёт о некоторых формах язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, бронхиальной астмы, эректильной дисфункции, расстройствах эякуляции, психологической импотенции у мужчин, половой холодности у женщин, ряде эндокринных заболеваний (гипертиреоз, диабет), кожных недугах - нейродермите и целом ряде других расстройств здоровья со сходной этиологией.
Напротив, человек может продолжать прилагать напряженные усилия, чтобы жить не по истинному велению своих: души и тела. А так, чтобы внешне (именно внешне) соответствовать выбранному когда-то имиджу, стереотипу. Загоняя свою индивидуальность в одну из предложенных кем-то форм. Естественно, при этом приходится по-другому выглядеть, ходить, говорить. Подстраивать (а, по сути – принуждать) под выбранный «идеал» процессы формирования и реализации сферы своих интересов, индивидуальных наклонностей, желаний, пристрастий. По-иному общаться с людьми: по-иному дружить, любить; по-иному творить, работать. Во всём приходится соответствовать новой «безупречной» модели жизни, модели «счастья». Модели, совершенной... лишь на первый взгляд. На деле же, сформированной в условиях дефицита психологических знаний. Путём присовокупления к системе собственных понятий, представлений (или вместо них) запутанного клубка обрывков чужих (персонально) и чуждых (личностно). Зачастую выбираемых на основе возникновения случайной или ситуационно обусловленной мимолётной симпатии, на основе предпочтений, основанных на поверхностном ознакомлении с предметом, явлением. И если у индивида нет врождённой или благоприобретённой привычки задумываться, желания проводить анализ происходящего вокруг и внутри себя, ему нелегко произвести точную оценку, осознать в полном объёме смысл видимого или слышимого. Вот таким образом причины, попав на подходящую «почву», реализуют жизненный сценарий с печальными итогами.

Претворяя в жизнь другое бытиё, отдаляясь, тем самым от собственного естества, своей сущности, индивид утрачивает возможность реализации подлинных, имеющихся у него в наличии (имеющихся в наличии у каждого!), действительно выгодных и сильных начал, данных человеку от природы, от рождения.
В результате, для «новой» повседневной жизни задействуются недостаточно безупречные, не самые подходящие, не самые пластичные для искомого применения части своего характера, свойства личности.

Кроме того, в окружающий мир от человека начинают исходить ложные посылы, генерирующие ошибочную цепь происходящих в дальнейшем с ним и вокруг него событий.
Несколько практических, часто встречающихся и всем хорошо известных примеров из жизни:
Если, вступая в межличностное взаимодействие, кто-либо из партнеров слишком активно пытается представляться «другим» (подстраиваясь под индивидуальные ожидания, предпочтения выбранного партнера), он таким «другим» поначалу и воспринимается. Допустим, позитивно... Отношения складываются. Но как долго они могут продолжаться? Хождение в «маске» рано или поздно надоедает, а порой, становиться тягостным, болезненным для носящего её. После того, как «румяна смыты, маски сняты», наступает момент истины... И начинается «неожиданное» взаимное разочарование...
Или, например, устраиваясь на работу, пытаясь с самого начала позиционировать себя, например, бойко-жизнерадостным и неугомонно-активным, человек, будучи принятым на работу, в коллектив, будет вынужден точно соответствовать созданному образу. И что будет дальше, если он не имеет внутри себя достаточных для этого характерологических основ, а имеет другие, не менее ценные, но, для другой сферы деятельности, для другого начальника, для другого коллектива?! Возникает почва для внутреннего конфликта, для конфликта с самим собой, со своей внутренней сущностью. Что может привести не только к плохому настроению, тревоге, неврозу, но и к депрессии, психосоматическому заболеванию (аллергия, кожные заболевания, гастрит, язвенная болезнь и т.д.). А если «маска» не удерживается и падает или сознательно сбрасывается, возникает внешний конфликт – несоответствие профессии, должности… с предсказуемым исходом, уходом или увольнением.

5. Реализуйте СВОИ возможности.
Следование своему естеству (являющееся одним из ключевых принципов ТТС) позволяет решить многие вышеописанные проблемы. Позволяет развивать именно те жизненные начинания, осуществлять только те контакты, которые имеют перспективу развития, отвечают истинному выбору личности, соответствуют её конкретной индивидуальности, подкреплены имеющейся для этого психофизиологической основой.
Следование своей природной индивидуальности позволяет поставить реалистические и потенциально решаемые задачи. И так, на всем протяжении жизненного пути – в учебе, в формулировании своих увлечений, интересов, в профессиональном выборе, в работе, в межперсональных отношениях и во многом, многом другом…

И можно утверждать, что залогом хорошего настроения, крепкой дружбы, семейного счастья, удачного свершения жизненных планов будет являться соблюдение универсального, гениального в своей простоте принципа-правила, предлагаемого в ТТС - повсеместного и во всём бытия самим собой.
Конечно, с уточнением, бытия самими собой - в рамках здравого смысла, без кардинальных противоречий культурным установкам общества, в котором человек находится, откровенно не безнравственного.

Разумеется, следование данному принципу не было бы полным без признания права руководствоваться подобными воззрениями окружающих. Что же это может означать на практике? Например, рассмотрение целесообразности сближения с теми группами, с теми людьми, которые, ориентируясь на свои чувства и логику, также принимают вас (в широком смысле). Это означает, что, выбирая направление движения по жизненной стезе, реализуя задуманное, вы ориентируетесь как на собственные размышления, так и на свои внутренние чувства. Осознанно рассматриваете как позитивные - желательности, притяжения так и негативные чувства - чуждости, неприятия. Признаёте допустимым и естественным использование тех же принципов окружающими людьми. Заключаете в близкие объятия тех, кто отвечает взаимностью, не пытаетесь «залезать» в душу тем, кто не желает идти навстречу, открываться и т.д. И делаете всё это исходя не из принципа веры, а твёрдого, гармонично сформированного убеждения [4].

Как уже было упомянуто, бытие самим собой является важной составной частью ТТС. Согласно положениям которой, целебное изучение своего природного душевного рисунка-склада, в том числе, и своего страдания происходит с целью творческого самовыражения согласно своей природе. Самовыражения, помогающего прочувствовать свои особенности, а также сильные стороны своих слабостей. Цитата Бурно М.Е. из сборника Клиническая психотерапия [5]: «...Вот каковы мои природные творческие особенности, вот в чем могу себя выразить лучше, чем в другом, и лучше, чем многие другие...»
Принцип бытия самим собой предлагает принять себя, свою неповторимую индивидуальность, социальную ценность и обрести на основе новых знаний-мироощущений свой вдохновенно-творческий путь в жизни, свой смысл.

Предполагаю, что в этом месте Слушатель может со скептическим удивлёнием заметить: «Какая банальность... «быть самим собой». Об этом всем давно известно... В чём же новшество этой «седой» идеи»?».
Но, может быть, именно в силу своей простоты и ставшего банальным в общественном сознании звучания этого принципа, чего-то вроде «и так понятного», им во множестве актуальных жизненных ситуаций и пренебрегают?!

В то время как в терапии творческим самовыражением (ТТС), особое внимание к вышеупомянутой позиции позволяет реализовать её как ключевой момент самопомощи, как самую твердую и надёжную жизненную опору (из всех возможных), шанс на обретение которой может получить любой человек.
Нашедший её - без страха и без существенных потерь проходит через возрастные кризисы развития, с успехом преодолевает проблемы межличностного взаимодействия, грамотно выстраивая дружеские, любовные, семейный взаимоотношения. Справляется со всякого рода болезненными состояниями: невротическими реакциями, неврозами, депрессиями. Что убедительно показано на практике и описано в многочисленных публикациях и научных работах М.Е. Бурно, 1998; Е.А. Добролюбовой, 1997; Т. Е. Гоголевич, 1998; Н. Л. Зуйковой, 1998; С. В. Некрасовой, 1999; Л.В. Махновской, 2003 и др.
6. Не только в лечении.
Автор психотерапевтического метода ТТС, отчётливо сложившегося в 80 - х годах 20 века, а затем его первые последователи изначально полагали, что целесообразность использования Терапии творческим самовыражением преимущественно ограничена случаями психотерапевтического лечения дефензивных (стеснительных, с тягостным, тревожным переживанием своей несовершенности, неполноценности) и деперсонализационных болезненных расстройств.
И даже последующее многолетнее «внебольничное» применение метода психологами и педагогами предполагало актуальность применения основ ТТС в работе со здоровыми людьми лишь при наличии у них «...более или менее сложного переживания своей неполноценности…» [6].
Автором метода ТТС было предложено обозначать новую область его немедицинского применения термином характерологическая креатология. А.Е.Штеренгерц, Т.Е.Конрад-Вологина, Е.А.Поклитар в своих работах предлагают ориентировать школьников в поиске своего жизненного пути, профессии, более подходящей характеру. Е.А.Поклитар (используя основы ТТС) вводит понятие системы формирования гармонически развитой личности - Семинаров характерологической экологии человека.
Думается, это очень верное направление возможной эволюции применения системообразующих принципов ТТС. Более того, можно смело утверждать, что основные мировоззренческие идеи, заложенные в ТТС, могут вызывать к себе широчайший интерес.
Можно было бы использовать более простое, чем «характерологическая креатология» смысловое словосочетание – креативная характерология [7], которое отражало бы главный принцип помощи человеку, душа которого может быть изранена не только дефензивностью, болезненными сомнениями, депрессивными расстройствами, но и обидами, оскорблениями, страхами, завистью, злостью. Чего встречается больше и чаще на уровне бытовом, житейском. Принцип креативной характерологии – это принцип ежедневного осознанного движения по своей жизни. Её созидания в соответствии со знаниями о своих характерологических особенностях, слабых и сильных сторонах своей личности. И, на чём особенно важно здесь поставить акцент, подразумеваем, что творение это осуществляется не столько в сфере высоких культурно-нравственных размышлений, исканий, исключительных действий, что называется, по особому случаю, сколько в самом, что ни на есть будничном, в самом житейском. Не обременяя индивида рамками поиска одухотворенности в повседневном [8], как это предписывается автором метода. Именно такая модифицированная подача метода ТТС – с притягательной прелестью ненавязчивой простоты, может раскрыть ещё одну его грань. А сам метод может обрести множество новых сторонников, благодарных его пользователей.

М.Е.Бурно изначально видел областью комплексного применения метода ТТС ограниченный круг людей. И на то у автора ТТС имелись определённые основания. Действительно, во всей тщательной полноте исполнения метод предполагает наличие, как минимум, высокого уровня культурной осведомлённости индивида, его возможностей уделять ТТС «в чистом виде» сравнительно большие отрезки времени.
Кроме того, очевидно сложившееся в применительной практике авторское предпочтение - использовать метод в проработке психологических комплексов, проблем и совершенствовании когнитивного аппарата пациентов в области проблематики преимущественно сложных, утончённых душевных переживаний, ограничивало применение ТТС теми людьми, чьи интересы, чья ежедневная психологическая жизнь протекает в несколько иной плоскости.
Ограничивало комплексное использование ТТС в той - большей части человеческого сообщества, чья жизнь неизбежно (в силу личностных особенностей, в силу сложившихся наследственных семейных моделей мироощущения, глубоких, исторически укоренившихся представлений о мире и фактически занимаемом месте в социуме) протекает в более простой, но, от этого не менее субъективно значимой, ежеминутной, ежедневной озабоченности. В не менее субъективно значимых каждодневных тревогах. В обыденных, житейских ситуациях, требующих от человека по-своему сложного выбора, принятия на себя бремени по-своему непростых решений.

А ведь основные базисные принципы, те же, что и в ТТС идеи, предлагаемые в удобопонятной для восприятия форме (в том числе – в форме притчи, легенды) вызывают массовый интерес, неподдельный душевный отклик в сердцах самых разных слоёв населения. Подобно тому, как это делается, например, в книгах, в романе «Алхимик» бразильского писателя Пауло Коэльо, в «Учениях дона Хуана» Карлоса Кастанеды. Для справки: по данным информационного агентства «Рейтер» (по состоянию на 2003 год) Пауло Коэльо входит в тройку самых популярных писателей планеты, а в мире к тому времени было продано уже более 27 млн. экземпляров романа «Алхимик».
Врачи-психотерапевты, психологи тоже иногда используют в своей работе форму притчи и легенды для опосредованного донесения до своих клиентов/пациентов нужной информации, но делают это нечасто (исключение - Позитивная психотерапия Пезешкяна, изобилующая применением фольклора, сказаний, басен, пословиц). В ТТС для этих целей удачно используется художественная, документальная литература.

О важности и необходимости выстраивания своего жизненного пути в близком соответствии со структурой своего внутреннего мира, своими желаниями и возможностями (не один ли это из принципов ТТС) доступно, увлекательно рассуждают писатели - на примере иллюстрации судеб главных героев своих книг.
Например, основная философская мысль романа «Алхимик» культового бразильского писателя-мыслителя Пауло Коэльо такова - когда вы действительно чего-нибудь сильно хотите, то есть это ваше желание, из вашего сердца, отражающее ваше естество, «...вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание... сбылось...».
Да, часто можно слышать, как Коэльо называют «философом для домохозяек», «самой дутой величиной современной литературы», за видимую простоту сюжетов, за «очень явно», за «слишком живо». За высокопарные «доморощенные притчи», за предсказуемую «плоскость, прозрачность» характеров главных героев.
Однако есть одно важное «но». Ведь именно за этот язык так и полюбился роман своим читателям. Именно посредством этой мудрой поэтичной простоты пробуждается автор у широкого круга читателей живой интерес к размышлениям над фундаментальными вопросами человеческого бытия, и доносит их до людских сердец и умов! Пробуждает желание что-то понять.
Как говорил сам писатель в одном из интервью: «...Не думаю, что мои книги вообще чему-то способны научить... книги – это лишь катализатор, который помогает людям вспомнить то, что они уже давным-давно знают...» [9].
И если Коэльо говорит о «знаках», мы говорим об умении распознавать свои чувства, желания при столкновении с действительностью, при определении своего отношения к ней. Предложение взглянуть на мир, на своё естество мудро и, вместе с тем, поэтически просто - вокруг достаточно знаков, увидишь их, обретёшь свой Путь, сможешь выбрать его, пойти по нему, интуитивно открывая свои особенности, тайны своего внутреннего мира - позволяет самому широкому кругу людей обрести веру в самих себя. Обрести надежду на то, что происходящее можно изменить. Чего так часто не достаёт обращающимся к нам клиентам, пациентам.

Главный герой романа «Алхимик», пастух Сантьяго, вопреки планам, желаниям родителей видеть будущее своего сына в роли гарантированно обеспеченного доходом священнослужителя, решается изменить свою жизнь, решается «услышать себя», вступает на трудный, но свой путь. В результате, преодолев множество серьезных трудностей, он находит своё счастье. Силы для преодоления возникших трудностей он находит, думается, согласно неслучайному замыслу автора, благодаря тому, что идёт «по своей дороге», к своей заветной цели. Мы можем сказать – благодаря тому, что главный герой апеллировал к сильным сторонам своей личности – с самого начала, с того момента, когда смог «понять, услышать себя», когда принял своё решение.
Очень интересные созвучия обсуждаемой идее, даже сквозь мистический оттенок, свойственный книге и её автору, находим в размышлениях писателя, антрополога, философа, Карлоса Кастанеды, в его «Учениях дона Хуана», выраженные аутистическим языком мексиканского шамана: «...Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь. Если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце. Его решение должно быть свободно от страха и честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. Воин испытывает его столько раз, сколько находит нужным. Затем он задает себе, и только самому себе, один вопрос: имеет ли этот путь сердце? Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого - нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь - ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя...».
Где, можно думать о том, что «путь» - это жизнь, где «воин» - это каждый из нас, идущий по своему пути, по пути своей жизненной дороги.
Думается, что в словах шамана «...Имеет ли этот путь сердце...» заложен упомянутый уже принцип важности сверки выбираемого направления своего индивидуального жизненного пути со своей индивидуальностью, своим внутренним миром, данным каждому от природы, от рождения, важности апелляции к своему внутреннему душевному камертону. Смысл образного повествования Карлоса Кастанеды таков - наш жизненный путь приносит нам радость только в случае гармоничного соответствия выбранного пути устремлениям, идущим из глубины души, от индивидуального характерологического, личностного естества.

7. Карта человеческой души.
Что значит - быть самим собой, выбирать свой путь в реальности? Каким образом прийти к осознанию и более точному осуществлению данной формулы?
Ответ на этот вопрос в полной мере формулирует психотерапевтический метод ТТС, более доступно - реализация идей креативной характерологии. В первую очередь необходимо, по возможности, научиться ориентироваться в основах человеческой характерологии. А это - базис, от которого отталкивается метод терапии психологических проблем и расстройств творческим самовыражением, это технология помощи - с последующим творческим подходом к жизни вообще, позволяющая её прояснять и значительно совершенствовать. Созидать и в самом, что ни на есть будничном, житейском.
Вот как точно описала этот базисный опыт (на своём личном опыте начального знакомства с характерологией, принципами ТТС) врач психотерапевт Г.Н.Иванова в своей статье «Размышления о терапии творческим самовыражением практикующего психотерапевта»: «...И вот я сижу в группе вместе с пациентами и клиническими ординаторами по психотерапии, я пока только смотрю, слушаю, наблюдаю, вживаюсь. Неловкость переходит в неустойчивое спокойствие, постепенно перестаю себя ощущать, мне интересно! Что именно интересно? Ход мыслей, чувства, ассоциации, внутренняя жизнь становиться осязаемой зримой... Изучение характеров вносило порядок, логику в хаотическое нагромождение случайно полученных знаний, помогало увидеть своеобразие, неповторимость, ценность каждой личности. Стало легче понять себя, разобраться в своих противоречиях, принять других такими, какие они есть. Жизнь стала разнообразнее, полнокровнее и одновременно проще, появилась почва под ногами...» [10]
Об имеющихся потенциальных возможностях более широкого распространения ТТС упоминает и Президент ППЛ и Азиатской федерации психотерапии, вице-президент Всемирного совета по психотерапии, заведующий кафедрой Психотерапии, медицинской психологии и сексологии, д.м.н., профессор Макаров В.В.:
«...Второй (путь развития психотерапии) заключается в обретении отечественными направлениями и школами психотерапии признания в качестве международных. Из распространённых у нас методов уже сегодня уверенно претендовать на европейский уровень признания могут клиническая психотерапия, ...терапия творческим самовыражением...» [11]. Может быть, некоторое направленное упрощение метода послужило бы увеличению его популярности?!

Изучение характеров - карты человеческой души позволяет лучше понять себя, свои особенности, обозначить своё местоположение, «испытать радость встречи с самим собой - настоящим»: М.Е.Бурно (собственноручная надпись М.Е. на моём докладе), радость поистине уникальной встречи. Позволяет сориентироваться в окружающей жизни, людях и, прежде всего, в себе, наметить верный путь в жизни. Подобно тому, как географическая карта местности помогает заблудившемуся путнику найти правильную дорогу.
При выполнении этих простых правил можно рассчитывать на то, что в фундаменте любых жизненных начинаний окажутся прочные камни подходящих размеров и форм. И всё будет происходить как бы само собой, без тяжелых, напряженных и напрасных усилий. И будущее предстанет более гармоничным, естественным и надёжным для человека.

У Слушателя может возникнуть закономерный вопрос: «А как же объяснить факты личной и деловой успешности, внутреннего психологического комфорта, душевной устроенности, благополучного взаимодействия с окружающими людьми, у тех, кто и не знает, что такое характер, личность, и даже, смысла слова «психология»?»
Да, некоторым людям от рождения даны развитые индивидуальные экстравертные качества (способствующие, как минимум, множественному практическому контакту с окружающими, а, следовательно, формированию навыков успешного взаимодействия), способности к быстрому обучению. Обучению, происходящему (в силу упомянутого факта частого общения) незаметно, в повседневной практике. Такой человек приобретает знания о людях, о важных нюансах взаимодействии с ними (по сути - характерологические знания) и пользуется ими интуитивно, даже не предполагая об этом. Кому-то дано, кому-то – нет, из-за этого не следует расстраиваться.

Усилиями психотерапевтов, психологов создано и продолжает развиваться и совершенствоваться отдельное направление в психотерапии, позволяющее с интересом разбираться в своих сокровенных особенностях, понимать причины происхождения собственных эмоций, желаний, поступков, обнаруживать индивидуальные способности и направленно развивать их, преобразовывать мир внешний. И делать всё это осознанно. А значит, предвидеть возможные результаты, как позитивные, так и негативные. Предвидеть, значит избегать неожиданных ударов судьбы, успеть подготовиться к встрече и с ними.
Следование принципам ТТС позволяет человеку быть проницательней во взаимодействии с окружающими. Основным инструментом ТТС в познании себя и других, окружающей действительности является характерология, раздел психотерапии, психологии, посвященный изучению характеров. «Изучению – в творческом самовыражении. Когда узнаёшь себя в сравнении с другими, когда сам что-нибудь нарисуешь, напишешь» - уточнение, которое М.Е. Бурно любезно приписал ранее на полях моего, тогда ещё «сырого» доклада.

Терапия творческим самовыражением является методом самосовершенствования, техникой помощи в трудную минуту себе и другим. Преимуществом метода перед прочими психотерапевтическими моделями, использующими сложные символические объясняющие схемы закономерностей функционирования человека, душевных движений индивида и поведения социума, является отсутствие условностей, «суховатой» отстраненности от реальности последних. Терминологический язык терапии творческим самовыражением, клинической характерологии реалистичен, жив, нагляден, понятен каждому, отражает самую суть происходящих явлений.

В ТТС познание своих характерологических особенностей и характеров других людей происходит наглядно, празднично, приятно, увлекательно. Особое место занимает групповая форма работы. Внимание участников групп, семинаров, конференций, проходящих под знаком ТТС, творчески оживляется изучением подробностей, особенностей жизненного пути и причин кардинальных поворотов в судьбах известных людей: деятелей науки, культуры искусства.
Каждый участник группы получает важную в психотерапевтическом плане, в плане повышения своей психологической грамотности, личностного роста, возможность вслух и про себя сравнить собственные характерологические особенности с особенностями исследуемого лица. Свои и его чувства, переживания, свои и его способы преодоления возникающих трудностей. И, таким образом, ещё лучше разобраться в себе.
Работа сопровождается направляемой психотерапевтом дискуссией между участниками групп. Такая форма занятия способствует незаметному (без подсказки, принуждения со стороны психотерапевта), заинтересованному вовлечению слушателей в неспешную доброжелательную полемику, в ходе которой участники неизбежно исследуют, тестируют себя, развивают коммуникативные способности, взаимообогащаются имеющимися позитивными качествами, опытом друг друга по преодолению трудностей.

Любой человек, соприкоснувшийся с терапией творческим самовыражением, креативной характерологией, даже частично придерживающийся обретенного нового опыта - яснее видит, понимает себя, своё место в жизни, становится адекватнее в постановке индивидуальных жизненных задач, разработке новых или уточнении имеющихся жизненных планов.
Лежащая в результате вышеописанного процесса внутренняя коррекция (можем говорить о личностном росте, самосовершенствовании) совершается спонтанно, естественно. Поступки человека начинают в большей мере отвечать принципу соответствия его индивидуальной природной неповторимости, становятся более адекватными действительности, точнее коррелируют с тонкостями складывающейся вовне обстановки.

Более того, можно сделать уверенное предположение - чем больше преуспеет каждый из членов семьи, жителей города, страны, планеты в познании себя и других, креативном характерологическом самосовершенствовании, тем больше взаимопонимания, доброжелательности, терпимости, устойчивости привнесётся в соответствующую часть социума, да и в общество, в целом. Происходить это будет за счет растущего числа новых точек равновесия - точек гармонизации индивидуальных человеческих взаимоотношений, судеб. За счёт осуществления естественных (отвечающих внутренней природе каждого) способов коммуникации, приносящих эмоциональное и логическое удовлетворение человеку, и одновременно, умножающих плоды нравственности, культуры, Добра в обществе.

Примечания:
[1] - ТТС - терапия творческим самовыражением, отечественный психотерапевтический метод, основанный М.Е.Бурно.
[2] - клиент/пациент – под клиентом подразумеваем человека, обратившегося за помощью со своими семейными или душевными проблемами, трудностями, степень выраженности которых недостаточна для постановки медицинского диагноза. Душевной состояние пациента может диагностироваться в соответствии с критериями МКБ – 10 (международной классификации заболеваний), а помощь, помимо консультативной психологической, психотерапевтической может включать и психофармакологическое воздействие.
[3] - лукавой подачи... - под лукавством подразумеваем здесь то, что рассматриваемые стереотипы «счастья», «успешности», «идеального» чего угодно предлагаются под видом самостоятельных понятий, примеров. На самом же деле служат целью решения скрытых задач, поставленных отдельными лицами или их группами. Задачи эти могут быть разными – финансовыми (рекламные продажи), властными, социальными (управление общественным мнением) и пр. Проблема перекликается с известной темой «кукол и кукловодов» и требует отдельного обсуждения.
[4] - ...гармонично сформированного убеждения…Имеется в виду формирование стойко обоснованной жизненной позиции у клиентов/пациентов, вырабатываемой в ходе изучения основ характерологии, элементов психологии (при необходимости, и психиатрии). В случае имеющихся неразрешенных конфликтных, невротических расстройств - направленного, комплексного проведения рациональной, классической психоаналитической, индивидуальной и групповой психотерапевтической работы. С элементами поведенческой, арт-терапии (психотерапевтический театр).
[4] - поиск одухотворенности в повседневном - одна из методик ТТС, наиболее близко (по смыслу, форме) стоящая к обсуждаемой возможности дополнения, модификации метода.
[5] - М.Е.Бурно «Клиническая психотерапия», М., Академический Проспект; Деловая книга, 2006., с. 340.
[6] - М.Е. Бурно «Терапия творческим самовыражением», М., АкадемПроект, 2006., предисловие.
[7] - креативная характерология – довольно удачное, на мой взгляд, словосочетание, подходящее для определения одного из базисных принципов ТТС, осознанного творческого созидания себя, своей жизни в соответствии с чёткими представлениями о своих характерологических особенностях. Включающего три ступени:
Первая - изучение основ характерологии, психологии, может быть иногда, элементов психиатрии.
Вторая - определение себя, своего местоположения среди многоцветной палитры человеческих образов со спокойно-вдумчивым признанием своих особенностей: своих «плюсов» и «минусов».
Третья – осмысленная, реалистическая - в пределах возможного, вероятного работа, направленная на сглаживание своих «минусов», на поиск своего полезного применения, своего пути. Созидания - в самом широком смысле, ежедневного, житейского, бытового. Осознанное целенаправленное творение, совершенствование своих «плюсов», сильных сторон (коими могут оказаться и некоторые «минусы» при рассмотрении в новом ракурсе) на благо себе и окружающим людям. Умение получать удовлетворение, радость от позитивной эксплуатации своих особенностей в повседневной жизни. Формирование видения её перспективности.
[8] - М.Е.Бурно «Клиническая психотерапия», М., Академический Проспект; Деловая книга, 2006., c.147.
[9] - Телевизионный проект «Неизвестная планета». Из диалогов Андрея Мартынова с Пауло Коэльо. Франция-Испания, осень-зима 2001г.
[10] - Профессиональная психотерапевтическая газета, июль 2006г., с.4.
[11] - Статья «Новые рубежи психотерапии». Профессиональная психотерапевтическая газета, август 2007г., с.2.

21 декабрь 2006 г.
исп., доп. 2007г.,2008г.
http://www.kirillgorelov.narod.ru
Кирилл Гор
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вс, 18 янв 2009 01:05

Re: Терапия творческим общением с природой

Сообщение mirabel » Ср, 21 янв 2009 00:23

Я так люблю любоваться небом...Оно напоминает мне детство, природу, любовь, щедро растворённую в воздухе, во всём мире вокруг людей. Почему же люди не видят, не чувствуют порой эту любовь? Её так много, она близко, рядом, вот - хоть руку протяни. Как вода, как воздух, как небо, как огонь - её всегда достаточно. Самый большой дар от Бога людям - дар любви, и радости. Когда человек любит, он же не может быть грустным! Не получится это! Любовь - это такая радость. Её хочется всем дарить, радоваться в ней совместно с друзьями, со всеми, кого знаешь! Бог - живой, Бог самое-самое, что только есть на Свете, Бог - это и есть Любовь!!!
Для меня - смотреть в небо - это и есть терапия творческим общением с Природой. Терапия - это тоже - Любовь! :love: :love: :love: :love: :love: :love:
Я желаю всем счастья!
Всем - всего!
Cкворцова Марина. Поле И7, уч. 100.
Аватара пользователя
mirabel
 
Сообщения: 925
Зарегистрирован: Пт, 12 янв 2007 22:12
Откуда: из Москвы

Re: Терапия творческим общением с природой

Сообщение Лана » Пн, 09 янв 2012 16:36

КРУГЛЫИ ГОД
НА УЛИЦЕ СПИТ ЖИТЕЛЬНИЦА МОРДОВИИ
МАРИЯ ДЬЯКОВА!


В Большом Игнатове уже никто не удивляется, увидев, как в самый лютый мороз по улице бежит шустрая женщина в легком платье.
Если ее спросить, Мария Дьякова может рассказать про свою кровать, круглый год стоящую на улице. Когда сестры ходят по магазинам, люди то и дело оборачиваются на Марию Дьякову, которая путешествует... в одном платье.
Сестра: «…вообще ее пора поселить на Северном полюсе».

Почти десять лет Мария Дьякова лечится... холодом. Никогда не носит ничего теплее тонкого свитера. Делает зимой зарядку на снегу и круглый год... спит на улице.
Прямо за надворной постройкой около бани под открытым небом стоит железная кровать. На неё, почти заметенную снегом, даже просто посмотреть - уже озноб пробивает, а худенькая женщина, которой уже 60 с лишним лет, на ней спит... Кровать застелена полиэтиленом, чтобы не промокла от снега и дождя, а под этим импровизированным пологом самая настоящая постель – матрац, простыня, подушка. Одеяло Мария Яковлевна уносит домой. - А матрац у меня из осоки* – трава такая есть, - говорит женщина, - она очень полезная. В старину детям их делали именно из осоки. Свои матрацы я меняю два раза в год. Траву специально запасаю для этого.
- Всегда сплю здесь, даже в тридцатиградусный мороз. Правда, когда наступают такие холода, еще пальто осеннее надеваю. На голове в основном платок, но если после бани, то шапочкой еще утепляю. Вы просто не представляете, как прекрасно спится на свежем воздухе! Ведь большую часть времени люди проводят в помещении. А ведь там воздух-то мертвый. По словам Марии Дьяковой, на улице спать гораздо лучше, чем дома.

- Здесь свежий воздух. Я просыпаюсь бодрой, веселой, у меня сил много, ощущение легкости. В домашних же условиях становлюсь какой-то разбитой.

Спать ночью на улице Марии Яковлевне не страшно. Говорит, что только первое время было жутковато, а сейчас уже привыкла. И теперь уже без такой вот спальни и жизни своей не представляет.
На седьмом десятке у Марии Яковлевны вернулся интерес к любовным романам. Скакалка, обруч и криотерапия полностью вытеснили многочисленные хвори.

Она с детства была мерзлячкой, осенью и зимой спала под двумя ватными одеялами, электрокамин включала, «а уж зимой мама вообще меня грелками со всех сторон обкладывала, - рассказывает бывшая школьная учительница. Я - то ангину подхвачу, то грипп, то воспаление легких. Но и став взрослой, из больниц просто не вылезала! Меня без конца преследовала простуда, постоянно исчезал голос, болело сердце, поднималось высокое давление».
В очередной раз, заболев зимой ангиной, Мария Яковлевна увидела по телевизору фильм об английской аристократке, все болезни лечившей холодом, и задумала избавиться от хвори радикально.
А началось все в конце 1990-х. Проработать учителем в школе больше двадцати лет - дело нелегкое. А тут еще мужу, как передовику производства, выделили денег на строительство собственного дома. Такая нервотрепка началась, что не приведи Господь. Мария Яковлевна старается не вспоминать те сложные годы, лишь замечает с улыбкой: «Здоровье - как деньги: пока есть - не замечаем».
Короче говоря, дошло до обследования в онкологическом отделении.
«Я очень часто болела, - рассказывает Мария Яковлевна, - с детства мучила ангина. Диагнозов хороших там не ставят. Выход из ситуации один – операция, но насколько она была бы эффективна, точно никто сказать не мог. После обследования врачи отпустили меня домой на неделю. Но возвращаться в больницу я не захотела. В ожидании вердикта врачей я случайно нашла в тумбочке тоненькую брошюру, озаглавленную одним коротким словом - «Детка»».
Это оказалось сочинение известного в прошлом целителя Порфирия Иванова**, который призывал лечиться от всех болезней холодом и ежедневным многократным обливанием ледяной водой. И тут, как-то в одночасье, Мария Яковлевна решила, что пора также поменять свою жизнь. С того момента стала буквально жить на улице...
Причем она не просто обливается холодной водой! Каждое утро у Марии Яковлевны начинается с зарядки на свежем воздухе пробежки босиком по снегу, ночью - крепкий сон на свежем воздухе. Утренние упражнения под открытым небом в любое время года женщина выполняет в купальнике.
Даже в морозы бабушка ложится в постель только в легкой пижаме, накрываясь обычным одеялом. Правда, когда температура опускается до минус 30, берет второе…


После того как Дьякова вернулась из больницы, у нее разболелось горло и пропал голос. Раньше она лечилась горячим молоком с медом и топленым салом, а тут принесла ведро воды и начала ее пить большими кружками, да еще и «через силу». Чтобы вызвать жажду, ела соленые огурцы и снова пила холодную колодезную воду. На ночь приоткрыла балконную дверь и укрылась с головой единственным одеялом. А утром... с изумлением заметила, что чувствует себя как никогда бодрой. Такого звонкого голоса она не помнила у себя с самого детства. С каждым днем она открывала балконную дверь все шире и шире, так что утром приходилось убирать наметенный за ночь снег…
Потом решилась пойти на работу в одном свитере. Поначалу было очень зябко, но озноб отступил, оставив легкость во всем теле.
Односельчане пока не доверяют. Поначалу оборачивались в недоумении, а некоторые даже крутили пальцем у виска. Потом привыкли. Даже милицейские машины перестали тормозить: «Гражданка, вас что, ограбили?» Только вот соседки-ровесницы до сих пор продолжают шушукаться между собой: «Чего это она выдумала? Кем это она себя выставить хочет?»
Местная жительница: «Как не удивляться? Голая бегает! Как уж не мерзнет? Я не верю».
- Она ведь нормальная, не дурочка. Мне 80 лет, и я за всю жизнь впервые такого человека вижу, - рассказала пожилая жительница села Большое Игнатово.
Сами из больницы не вылезают, половину пенсии на лекарства тратят, а считают чудачкой женщину, которая уже несколько лет не пила ни одной таблетки! Да еще с хозяйством умудряется управляться, в котором - корова, 15 поросят, семь десятков гусей и полсотни кур!

Видя, как она по-девчоночьи легко снует по дому, поневоле забываешь, что ей за 60! Впрочем, Мария Дьякова намерена прожить до 147 лет! Так она решила!

Мария Дьякова закаляется вот уже 11-й год, и чем крепче мороз на улице, тем лучшее ее самочувствие. Прошлой зимой в минус 38 пенсионерка просыпалась с легкостью в теле. На пронизывающем ветру ей дышится приятнее, метель и пурга действуют во благо.
Кроме того, Мария Дьякова каждое утро пьет ледяную воду и совершает пробежки (независимо от погоды).
- Водичка*** обладает удивительной лечебной силой. Таблетки я не принимаю, а бегаю по 1,5 километра. Таким вот образом поднимаю себе настроение, - говорит она.

К изумлению врачей пребывание женщины в холоде медицинские показатели привело к идеальным. Терапевты уверяют, что организм настолько адаптировался к морозам, что воспринимает их как привычную среду обитания.

Золотое правило криотерапии: при лечении холодом главное не переборщить. Организм закаленного человека легко справляется с любыми морозами, но если за дело берется дилетант, эксперимент может закончиться серьезным обморожением.

Мария Яковлевна предложила супругу сэкономить на отоплении дома. Совместные тренинги позволили бы полностью отказаться от покупки дров, но муж заявил, что место у печки не променяет ни на какие огороды. И сегодня ночью под луной и звездами она снова останется одна…


Существует такое направление в медицине, как криотерапия - лечение холодом. Его приверженцы, к примеру Порфирий Иванов, считают, что оно оправданно с точки зрения самой физиологии человека, ведь холодовых рецепторов**** на нашей коже в 10 раз больше, чем тепловых.
Лечение холодом в какой-то степени знакомо каждому. Так, приложив к ушибленному месту кусочек льда, мы с легкостью снимаем отек и тормозим воспаление.
Но мы бы хотели предостеречь читателей от бездумного повторения опыта Дьяковой, ведь любое лечение может принести не только пользу, но и вред - особенно при неправильном его применении.
И уж конечно не призываем мы испытывать данное лечение жителей городов, где большие пространства постоянно загрязнены и нет надлежащей чистоты экологии.
Тем более что вода «из под крана» и воздух из «оконной щели» – это не лучшие факторы для оздоровления…
Лучше поначалу все же проконсультироваться...
Аватара пользователя
Лана
 
Сообщения: 3117
Зарегистрирован: Сб, 10 мар 2007 00:46
Откуда: Москва-Пушкино-Миродолье


Вернуться в Копилка знаний

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron